Сертификация представляет собой особую процедуру, в ходе которой устанавливается соответствие продукции установленным требованиям, нормам, стандартам. В Российской Федерации регламентируется несколькими нормативно-правовыми актами двух уровней:
· Национальная. В этом случае поверка проводится в системе ГОСТ Р на основании российских технических регламентов;
· Наднациональная. Такая процедура предполагает проверку продукции на соответствие техрегламентам, принятыми странами, входящими в Таможенный Союз (Россия, Казахстан, Армения, Белоруссия, Киргизия).
В каждом техническом регламенте указан перечень продукции: на одни товары требуется оформлять сертификат, на другие – декларацию соответствия.
Как осуществляется сертификация товаров?
Процедура представляет собой рад последовательных этапов. Заявителю необходимо обратиться в аккредитованный сертификационный орган и предоставить пакет документов (учредительные и регистрационные бумаги на компанию, описание продукции, ТУ или ГОСТ, документы на производственные площади, организацию поставок и другие). Далее проводится идентификация продукции, и выбирается схема проверки – она зависит от формы производства товаров (партией или серийно). Образцы продукции отправляются в лабораторию, и все результаты исследований фиксируются в протоколах. Если проверенные показатели удовлетворяют требования техрегламентов, заявитель получает сертификат соответствия (или декларацию). Документ регистрируется в едином Реестре, и после этого товар можно маркировать единым знаком обращения.
Зачем и кому нужна сертификация?
Документ необходимо иметь предпринимателям, занимающимся изготовлением и импортом разного вида продукции. Без него запрещено заниматься коммерческой деятельностью, и нарушение законодательного требования является основанием для административного наказания:
· крупного штрафа (размер может достигать 600 тысяч рублей);
· закрытия производства на 90 дней;
· изъятия партии товаров;
· ареста груза при прохождении таможенного контроля.
По сути сертификат является официальным подтверждением качества и безопасности продукции. Сертифицированные товары пользуются большим спросом у покупателей, что, естественно, положительно сказывается на прибыли. Кроме того, наличие документа в разы увеличивает шансы предприятия на победу в конкурсах, тендерах, закупках, а также способствует укреплению имиджа и позиций компании на рынке.