Привезти санкционный товар из Евросоюза

С каждым новым пакетом санкций США и Европа расширяли не только список запрещенных для экспорта в Россию товаров, но и способов взаиморасчетов, перевозки. Введенные Евросоюзом ограничения оказались наиболее ощутимыми, поскольку страны альянса являются главными партнерами нашей страны в сфере торговли. На их долю приходилось более 1/3 торгового оборота России.

Разворот бизнеса на Восток несколько смягчил ситуацию. Но на поиск подходящих альтернатив и транспортировку требуется много времени. Также проблема возникла с некоторыми товарами, аналогов которых просто нет на азиатском рынке (например, предметов роскоши, высокотехнологической продукции). Возникает вопрос, как привезти санкционный товар из Евросоюза, поскольку реальное положение дел подтверждает, что такая потребность остается.

Роль ЕС в российской экономике в цифрах

На европейские страны приходится доля в 36% товарного оборота России. Доходы от торговли составляют более 280 миллиардов долларов: 94 миллиардов – импортные таможенные платежи, порядка 190 миллиардов – экспортные. Замещение такого объема не представляется возможным даже в течение следующих 5 лет. Для примера: с Китаем торговый оборот в 140 миллиардов долларов был достигнут за 10 лет.

Сравним доли других стран в товарообороте РФ:

  • Великобритания – 3%;
  • Турция – 4%;
  • Страны ЕАС – 9%;
  • Страны СНГ – 12%;
  • Китай – 18%.

Из-за санкций основная доля продукции стала запрещенной, всего 10-15% товаропотока доступно российскому рынку. Поэтому на сегодняшний день проблема с замещением доходов от торговли с Евросоюзом остается актуальной.

Объездные маршруты

Транспортная блокада коснулась авиации и частично железнодорожных перевозок. Ограничения ввели и для автотранспорта: большегрузам с номерами РФ запретили въезд в Евросоюз. Отечественный бизнес достаточно быстро сориентировался в ситуации, перестроив логистику через другие государства: Турцию, Казахстан, Объединенные Арабские Эмираты, Армению. Но перевозки через третьи страны привели к увеличению стоимости доставки и ее сроков по причине удлиненных маршрутов и роста расходов на таможенные операции и логистику. Но это не единственный способ привезти санкционный товар из ЕС.

Существует и другие пути, которые были озвучены на московской конференции TransRussia. Георгий Властопуло, гендиректор компании «Оптимальная логистика», рассказал, как еще допустимо использовать возможности дружественных, сопредельных стран, о преимуществах и недостатках разных способов.

4 схемы доставки санкционных товаров из Евросоюза

«Ложный» транзит

При таком варианте маршрут проходит через территорию России, но в качестве покупателя товара ЕС указывается Турция или другая сопредельная страна. «Перепродажа» груза оформляется на нашем таможенном складе. Такая схема удобна для многих компаний, но неминуемо ведет к увеличению себестоимости товара. Рост стоимости происходит из-за удвоения таможенных процедур и увеличения финансовых операций, но при этом доставленный в РФ груз уже не покидает ее территорию.

Прямой реэкспорт

Здесь иной алгоритм действий, но так же предполагающий более сложную логистику и увеличение количества денежных транзакций. Последовательность:

  1. Доставка товара из Евросоюза в страну, граничащую с РФ.
  2. Перепродажа на таможенном складе этой страны.
  3. Перегрузка товара на другой транспорт.
  4. Отправка груза в Россию.

Косвенный реэксопорт

Данная схема предполагает сотрудничество поставщика из Евросоюза с компанией из сопредельной страны (Турции, Казахстана или другой). То есть у сторон должен быть заключенный контракт, а российскому бизнесу нужно открыть отдельную фирму на территории государства, которое изначально выступает покупателем товара. Груз пребывает в Россию на таможенный терминал уже с оплаченными таможенными платежами и пакетом новых документов. При таком варианте тоже невозможно избежать роста себестоимости товара, несмотря на отсутствие дополнительных расходов на логистику.

Ввоз через третьи страны

Такой способ неизбежно приводит к удваиванию выплаты налога на добавленную стоимость в каждой стране. Алгоритм действий:

  1. Доставка товара в Казахстан или другое государство.
  2. Растаможивание груза.
  3. Таможенное оформление товара.
  4. Вывоз груза в РФ.
  5. Растаможивание.